Как доказывают, кто виновен в ДТП, а кто нет?
Весьма распространенное ДТП в виде столкновения со встречным автомобилем в момент совершения левого поворота, в большинстве случаев влечет ответственность водителя, не уступившего дорогу транспортному средству движущемуся в прямом встречном направлении (п.103 или 111 Правил). Вместе с тем, именно в данном виде ДТП, наибольшее количество отмененных решений и последующего признания виновным водителя встречного автомобиля.
Обстоятельства, которые могут исключить ответственность совершающего поворот водителя: движение встречного с превышением скорости (п.87), перестроение встречного на перекрестке (п.60), несвоевременное принятие мер по снижению скорости (п.87.2). Довольно часто имеет место совокупность указанных нарушений водителем встречного транспортного средства.
Применительно к скорости движения следует отметить, что водитель, совершающий поворот налево вправе рассчитывать, что двигающееся во встречном направлении транспортное средство движется с допустимой скоростью и маневр поворота будет безопасен, то есть, что он спокойно повернет и освободит дорогу встречному автомобилю. Если днем водитель еще имеет возможность оценить скорость встречного автомобиля, то определить скорость движения в ночное время по фарам приближающимся со встречного направления автомобиля практически не возможно, и водитель рассчитывает на то, что встречный движется с допустимой скоростью и маневр поворота можно осуществлять. Возникают и ситуации, когда встречный автомобиль выезжает («выскакивает») на перекресток из-за других автомобилей, которые стали останавливаться при сменившимся на запрещающий сигналом светофора, водитель намеревается выехать, освобождая перекресток, и в него «прилетает» со встречной транспортное средство, которого он мог объективно не наблюдать. Данные факторы несколько усложняет доказывание, так как требует оценки действий встречного водителя применительно к пунктам 39.3, 48, 50.1 Правил.
Применительно к перестроению встречного автомобиля на перекрестке следует понимать, что совершающий поворот водитель вправе рассчитывать на то, что водитель, движущийся на встречу, не будет совершать перестроение на перекрестке. Однако практика показывает, что довольно часта ситуация, когда встречный уходит правее, иногда даже «ловит» поворачивающего на выезде с перекрестка. Очевидно, что при прямолинейном движении, столкновение не имело бы места, так как поворачивающий автомобиль полностью освобождает полосу встречного автомобиля.
Применительно к несвоевременному принятию мер по снижению скорости, назначается автотехническая экспертиза, которая исходя из места столкновения, времени движения поворачивающего автомобиля с момента въезда на встречную полосу или въезда в полосу движения встречного автомобиля (в зависимости от ситуации), удаления автомобиля движущегося во встречном направлении и его скорости, проводит расчет остановочного пути встречного автомобиля, времени освобождения полосы поворачивающим автомобилем и иных обстоятельств позволяющих прийти к выводам относительно того, действия (нарушения Правил) какого из участников ДТП состоят прямой причинной связи со столкновением.
Почти всегда в ситуации с конфликтом левого поворота предварительно делается вывод о виновности водителя совершающего поворот. Об указанных выше факторах водитель даже не задумывается, принимая на себя ответственность и не углубляясь в содержание Правил дорожного движения и порядок доказывания. Хорошо если последствия ДТП лишь разбитые автомобили, а страхового лимита достаточно. Если же ущерб значителен, либо пострадали люди, следует понимать, что предполагаемый виновник, понимая наступление всего веса ответственности за содеянное (наказание, компенсация материального и морального вреда), максимально быстро обращается ко многим лицам обладающими знаниями, как в области права, так и в расследовании ДТП, уже строит линию защиты, уже ходит на все следственные действия и допросы с адвокатом, а порой не одним.
Одна из существующих ошибок – бездействие предполагаемо невиновного, человека убежденного в своей невиновности. «Я ехал по главной…», «Я ехал на зеленый…», «Я был трезвый, а он пьяный…», «Мне не уступили…» — казалось бы неоспоримые доводы того, что Вы не нарушали Правила, а нарушил их другой участник. Добродушное и сочувственное отношение расследующего ДТП органа, располагает к полному доверию. Не забываете, что в ходе расследования должны быть всестороннее и полно выяснены все обстоятельства, в то числе и те, почему вы изменили направление, почему стали уходить вправо, почему не применили вместо этого торможение и т.д. Восприятие человека, особенно сразу после ДТП, могут быть основаны на не правильном понимании развития ситуации и предположениях. Вдумайтесь, ДТП развивается за секунды, а иногда за доли секунд, а вы отвечаете на вопросы о скорости, месте наезда, темпе движения, траекториях, удалении, общей и конкретной видимости и иных факторах, которые фиксируется, и станут источником доказательств, оценка которым может быть совсем не в Вашу пользу.
Наиболее важные обстоятельства подлежащие установлению при столкновении в момент левого поворота следующие: траектория движения совершающего поворот транспортного средства, момент возникновения опасности для движения встречному водителю, время движения совершающего поворот до места столкновения, скорость движения встречного и его траектория движения, место столкновения и взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения, как итог, возможность предотвратить столкновение или отсутствие таковой у водителя встречного автомобиля.
На месте ДТП фиксируется состояние проезжей части и вся следовая информация от положений транспортных средств и оставленных им следов, до фиксации имеющихся осыпей осколков, характера этих осыпей (пластик, стекло, крупные, мелкие), фиксируются выбоины, следы волочения, царапины, осыпь земли опавшей с арок и днища автомобиля во время удара. Если разбитые автомобили или мотоциклы можно осмотреть и значительно позже, то после очистки проезжей части возможность повторной фиксации доказательств будет утрачена навсегда.
Если вы в состоянии, если приехали родственники или друзья, желательно сфотографировать всю обстановку на месте ДТП. Делайте снимки позволяющие определить положение разбросанных предметов и осыпи на проезжей части, царапины, следы скольжения, волочения, следы торможения. Снимите видео о расположении всех следов и предметов на проезжей части начиная со стороны движения автомобиля. Соблюдайте при этом меры безопасности и Правила дорожного движения!
Место столкновения устанавливается посредством назначения автотехнической экспертизы, на основании вещно-следовой обстановки зафиксированной на месте ДТП. Автотехнические экспертизы по определению места столкновения достаточно сложные, к примеру, содержат программные моделирования и вычисления перемещения автомобилей, отброшенных осколков стекла с учетом их расположения и величин перемещения за время свободного падения и т.д. Указанные расчеты может проверить адвокат, имея подготовку, опыт и научные источники, которыми руководствуются эксперты. Знайте, что в большинстве случаев место столкновения не совпадает с крестиками, поставленными в схеме со слов участников ДТП. Лишь при недостаточной следовой информации место столкновения определяется со слов участника(ов) ДТП на следственном эксперименте.
Взаимное расположение транспортных средств (угол столкновения) также определятся экспертами-автотехниками посредством исследования повреждений. Вывод может указывать на тот факт, что к моменту столкновения, поворачивающий автомобиль уже полностью освободил полосу движения встречного автомобиля.
Далее определяется скорость движения встрченого автомобиля имеющего преимущество. Если имеются следы торможения, автотехническая экспертиза довольно точно рассчитывает минимальную скорость погашенную торможением. Если водитель непосредственно перед наездом не контролировал скорость по спидометру и не может ее указать, то проводиться следственный эксперимент (три и более заездов с закрытым спидометром) с фиксацией скоростей радаром. Следует знать, что некоторые автомобили сохраняют в памяти блоков управления данные о скорости движения, замедлении, повороте руля, срабатывании подушек и т.д. Данные о времени и скорости фиксируют и самописцы грузовиков. Возможен вариант, когда водитель, двигавшийся на встречу с превышением скорости, не располагал возможностью предотвратить столкновение, однако располагал бы, при условии движения с разрешенной скоростью. При расположении следов торможения в полосе под углом, возможно рассчитать в какой полосе находился автомобиль в момент реагирования водителем на опасность и принятия мер к торможению.
Затем устанавливается скорость движения поворачивающего автомобиля, или точнее необходимо установить время, которое прошло с момента создания опасности для движения водителю встречного автомобиля. Что такое опасность? Общее понятие изложено в п. 2.37 Правил: «опасность для движения — изменение условий дорожного движения или технического состояния транспортного средства, угрожающее безопасности участников дорожного движения, вынуждающее водителя снизить скорость движения или остановиться». Если транспортное средство совершает поворот сходу то моментом опасности в большинстве случаев задается момент выезда его на полосу встречного направления. Бывают ситуации, когда водитель, намереваясь совершить поворот, уже стоит на перекрестке заехав во встречную полосу, когда опасность для встречного возникает в момент возобновления им движения.
В случае, если поворачивающий не остановился в полосе, создав тем самым препятствие, а в момент столкновения двигался, определяют время за которое совершающий поворот автомобиль освобождает полосу движения встречного автомобиля. Время поворота автомобиля (движения к месту столкновения) определяется путем проведения следственного эксперимента.
Исходя из скорости движения, определяется положение встречного автомобиля (его удаление), когда для водителя возникла опасность для движения. Определяется, посредством следственного эксперимента на месте ДТП, то есть устанавливается удаление автомобиля от места столкновения.
По полученным данным назначается автотехническая экспертиза, которая исходя из скорости движения автомобиля, времени реакции водителя (различное в разных дорожных ситуациях), времени срабатывании тормозного привода, замедления (зависит от типа транспортного средства, состояния и уклона проезжей части) и времени нарастания замедления рассчитывают величину остановочного пути автомобиля и сравнивают ее с фактически установленным удалением в момент возникновения опасности до места столкновения, либо до места предполагаемого разъезда при прямолинейном снижении скорости.
Легко сопоставить, что чем больше скорость, тем меньше возможности предотвратить столкновение у водителя. Так очень условные усредненные значения остановочного пути автомобиля (выше указывалось, какие факторы на него влияют) на сухом асфальте составляют приблизительно: 22 м со скорости 40 км/ч, 40 м с 60 км/ч, 78 м с 90 км/ч, 126 м со 120 км/ч.
Важно помнить, что максимально допустимая скорость движения определяется не только дорожными знаками, но и дорожными, погодными (метеорологические) условиями и другими факторами, снижающие прозрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения (п.87 Правил). При столкновениях в ночное время или в условиях недостаточной видимости (снег, дождь, туман и т.д.), когда нет искусственного освещения или за городом, на следственном эксперименте всегда определяется видимость дороги — максимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им (п.2.7 Правил). Исходя из установленного расстояния, автотехническая экспертиза рассчитывает допустимую скорость движения, и вполне может оказаться, что при разрешенной знаками 90км/ч, по условиям видимости дороги на данном участке водитель обязан был двигаться не более 60км/ч, при этом ДТП возможно было предотвратить.
Именно данные факторы влияют на возможность предотвращения столкновения. Если водитель-бесправник совершает поворот, но при этом уставлено, что водитель двигавшийся навстречу располагал технической возможностью предотвратить столкновение, то водитель-бесправник понесет лишь административную ответственность за управление без прав, а двигавшийся навстречу – понесет всю строгость ответственности за произошедшее ДТП и его последствия.
Как видите, все довольно сложно, и это всего лишь незначительная техническая часть доказывания по делу. По делу назначают еще судебно-медицинские и криминалистические экспертизы, сложные трасологические по исследованию следов, лакокрасочных материалов, фото и видео-технические и многие другие. Умышленное или неосторожное принятие неверного параметра для расчета, кардинально меняет вывод. Для определения значения каждого параметра (время реакции, замедление и т.п.) при расчетах, существует специальная экспертная литература, методические пособия. Нормы права и научная литература определяют порядок проведения следственных экспериментов и порядок выполнения экспертиз. Порядок расследования, собирания и представления доказательств, участия в следственных действиях, экспериментах, назначении экспертиз и ознакомлении с экспертизами, порядок подачи замечаний, возражений, ходатайств, жалоб закреплен процессуально. Возможностью самостоятельного собирания и преставления необходимых доказательств наделены и адвокаты, а результат не в последнюю очередь зависит от знаний и опыта Вашего адвоката.
Юридическая помощь осуществляется адвокатами на возмездной основе. Всегда положительно сказывается обращение к нескольким адвокатам, специалистам, особенно на начальной стадии дела, что способствует максимально полному пониманию и анализу ситуации, выбору оптимального пути защиты интересов и разрешения проблемы.
Адвокат по ДТП Егор Игоревич Папковский +375296281772
20 лет специализации по ДТП и их последствиям
ведение дел в судах, следственном комитете, ГАИ, иных организациях
представление интересов потерпевших
защита подозреваемых и обвиняемых
защита в ГАИ, обжалование постановлений ГАИ
представление истцов, ответчиков, свидетелей
Лицензия Министерства юстиции Республики Беларусь на право осуществления адвокатской деятельности №02240/873 от 06.04.2004 года