ПОПУТНОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ

Как доказывают, кто виновен в ДТП, а кто нет?

Данная статья описывает общий порядок доказывания по делам связанным с ДТП, приведен пример порядка доказывания ПОПУТНОГО СТОЛКНОВЕНИЯ. Безусловно, все нюансы доказывания различных по механизму развития ДТП изложить невозможно. Предварительный вывод о виновности либо невиновности уже сформирован выбывшими на место ДТП должностными лицами, или самими Вами, а возможно навязан другой стороной, но окончательное решение будет принято только по окончанию расследования, а при серьезных последствиях – по окончанию судебного разбирательства.

Существует важный момент! Правила дорожного движения обязывают Вас, в случае нарушения их другим участником дорожного движения (водителем, пешеходом), принять меры для предотвращения ДТП, они как бы дублируют действия участников, что бы при нарушении одним, другой мог предотвратить ДТП. Требование Правил сформулировано просто (п.87.2): «при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства». Именно возможность избежать ДТП проверяется следственными органами, судами, ГАИ. Проверяется с технической точки зрения, однако порядок доказывания определен юридическими нормами. Исключительно знание технической и юридической составляющих доказывания позволяет защитить Ваши интересы.     

Постараюсь на примере простейшей ситуации ПОПУТНОГО СТОЛКНОВЕНИЯ объяснить порядок организации доказывания по делу. Происходит столкновение с автомобилем, который не уступая дорогу, начинает движение с обочины, совершает перестроение из соседней полосы, подрезает Вас, выезжает на главную не уступая, и к моменту столкновения уже движется впереди Вас попутно, вынуждая Вас экстренно тормозить. Происходит столкновение либо попутное, либо в бок, по касательной, под небольшим углом между двумя движущимися транспортными средствами.  Другой водитель безусловно нарушает правила,  так как обязан уступать Вам дорогу (не вынуждать вас снижать скорость) и при перестроении, и при начале движения, и при выезде на главную дорогу не имея преимущества. Объективное доказательство, как видеозапись, часто отсутствует, а субъективные показания очевидцев порой бывают весьма противоречивы (даже назначаются судебно-психиатрические экспертизы по выявлению объективной возможности воспринимать обстановку особенно в состоянии опьянения).

Основные обстоятельства подлежащие доказыванию при попутном столкновении: траектории и скорости движения двух автомобилей, место столкновения, взаимное расположение в момент столкновения (угол столкновения), удаление автомобиля имеющего приоритет в движении в момент возникновения опасности для водителя, как итог, возможность предотвратить столкновение или отсутствие таковой у водителя имеющего приоритет, которая определяется технической возможностью снизить скорость движения до скорости автомобиля нарушителя, что позволит предотвратить ДТП.

Первоначально на месте ДТП фиксируется состояние проезжей части и вся следовая информация от положений транспортных средств и оставленных им следов, до фиксации имеющихся осыпей осколков, характера этих осыпей (пластик, стекло, крупные, мелкие), фиксируются свежие выбоины, следы волочения, царапины, осыпь земли опавшая с арок и днища автомобиля во время удара. Если разбитые автомобили или мотоциклы можно осмотреть и значительно позже, то после очистки проезжей части возможность повторной фиксации доказательств будет утрачена навсегда.

Если вы в состоянии, если приехали родственники или друзья, сфотографируйте всю обстановку на месте ДТП, делайте снимки позволяющие определить положение разбросанных предметов и осыпи на проезжей части, царапины, следы скольжения, волочения, следы торможения, снимите видео о расположении всех следов и предметов на проезжей части начиная со стороны движения автомобиля (соблюдая меры безопасности и Правила дорожного движения!)

Место столкновения устанавливается посредством назначения автотехнической экспертизы, на основании зафиксированной следовой информация о расположении следов юза, осыпи, скольжения, выбоин, положения транспортных средств. Автотехнические экспертизы по определению места столкновения достаточно сложные, к примеру, содержат программные моделирования или вычисления перемещения отброшенных осколков с учетом величин их расположения и свободного падения, замедления и конечного положения транспортных средств. Указанные расчеты можно проверить, имея подготовку, опыт и научные источники, которыми руководствуются эксперты.  Знайте, что в большинстве случаев место столкновения не совпадает с крестиками, поставленными в схеме со слов участников ДТП. Лишь при недостаточной следовой информации место столкновения определяется со слов участника(ов) ДТП на следственном эксперименте.

Взаимное расположение транспортных средств (угол столкновения) также определятся экспертами-автотехниками посредством исследования повреждений. Угол определяет траекторию движения автомобиля, последняя – время прошедшее с момента возникновения опасности до столкновения. Например с момента въезда в полосу нарушителя, когда водитель обладающий преимуществом, обязан экстренно тормозить (п. 87.2 Правил).

Далее определяется скорость движения автомобилей. Если имеются следы торможения, автотехническая экспертиза довольно точно рассчитывает минимальную скорость погашенную торможением. Если водитель непосредственно перед наездом не контролировал скорость по спидометру и не может ее указать, то проводиться следственный эксперимент (три и более заездов с закрытым спидометром) с фиксацией скоростей радаром. Следует знать, что некоторые автомобили сохраняют в памяти блоков управления данные о скорости движения, замедлении, повороте руля, срабатывании подушек и т.д. Данные о времени и скорости фиксируют и самописцы грузовиков. Возможен вариант, когда водитель, двигавшийся по главной дороге с превышением скорости, не располагал возможностью предотвратить столкновение, однако располагал бы, при условии движения с разрешенной скоростью.

Необходимо установить время, которое прошло с момента создания  опасности для движения водителю имеющему преимущество, либо удаление автомобиля от места столкновения. Что такое опасность? Общее понятие изложено в п. 2.37 Правил: «опасность для движения — изменение условий дорожного движения или технического состояния транспортного средства, угрожающее безопасности участников дорожного движения, вынуждающее водителя снизить скорость движения или остановиться». В попутных столкновениях момент опасности, как правило, определяется моментом выезда автомобиля не обладающего преимуществом в полосу движения автомобиля обладающего преимуществом. Удаление определяется, как правило, при проведении следственного эксперимента на месте ДТП, а именно с учетом скоростей движения автомобилей и их траекторий движения к месту столкновения.

По полученным данным назначается автотехническая экспертиза, которая исходя из скорости движения автомобиля, времени реакции водителя (различное в разных дорожных ситуациях), времени срабатывании тормозного привода, замедления (зависит от типа транспортного средства, состояния и уклона проезжей части) и времени нарастания замедления рассчитывает величину остановочного пути автомобиля, необходимую для снижения скорости до скорости попутно двигающегося автомобиля нарушится в месте столкновения. Далее сравнивают эту величину с фактически установленным удалением до места столкновения в момент возникновения опасности.

Легко сопоставить, что чем больше скорость, тем меньше возможности предотвратить столкновение у водителя. Так очень условные усредненные значения остановочного пути автомобиля до 0 км/ч (выше указывалось, какие факторы на него влияют) на сухом асфальте составляют приблизительно: 22 м со скорости 40 км/ч, 40 м с 60 км/ч, 78 м с 90 км/ч, 126 м со 120 км/ч. При попутном столкновении данные величины сокращаются, так как в расчет включается еще скорость автомобиля-помехи. При этом следует понимать, что чем больше скорость автомобиля-помехи, тем быстрее он может занять полосу (создать помеху) и тем меньше надо снижать скорости для избегания столкновение. При движении автомобиля-помехи  с малой скоростью, водителю избегающему столкновения необходимо снизить свою скорость значительней, что дольше по времени. Следует учесть, что траектория перестроения автомобиля на большой скорости более плавная.

Важно помнить, что максимально допустимая скорость движения определяется не только дорожными знаками, но и дорожными, погодными (метеорологические) условиями и другими факторами, снижающими прозрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения (п.87 Правил). При столкновениях в ночное время или в условиях недостаточной видимости (снег, дождь, туман и т.д.), когда нет искусственного освещения или за городом, на следственном эксперименте всегда определяется видимость дороги — максимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им (п.2.7 Правил). Исходя из установленного расстояния, автотехническая экспертиза рассчитывает допустимую скорость движения, и вполне может оказаться, что при разрешенной знаками 90км/ч, по условиям видимости дороги на данном участке водитель обязан был двигаться не более 60км/ч, при этом ДТП возможно было предотвратить.

Все указанные факторы влияют на возможность предотвращения наезда. Если водитель-бесправник, не уступил Вам при перестроении, при этом уставлено, что Вы располагали технической возможностью предотвратить наезд, то водитель-бесправник понесет лишь административную ответственность за управление без прав, а вы понесете всю строгость ответственности за произошедшее ДТП и его последствия, которые могли предотвратить своевременно реагируя на опасность.

Как видите, все довольно сложно, и это всего лишь незначительная техническая часть доказывания по делу. По делу назначают еще судебно-медицинские и криминалистические экспертизы, сложные трасологические по исследованию следов, лакокрасочные, фото и видео-технические и многие другие. Умышленное или неосторожное принятие неверного параметра для расчета, кардинально меняет вывод о наличии возможности избежать ДТП.  Для определения значения каждого параметра (время реакции, замедление и т.п.) при расчетах, существует специальная экспертная литература, методические пособия. Нормы права и научная литература определяют порядок проведения следственных экспериментов и порядок выполнения экспертиз. Порядок расследования, собирания и представления доказательств, участия в следственных действиях, экспериментах, назначении экспертиз и ознакомлении с экспертизами, порядок подачи замечаний, возражений, ходатайств, жалоб закреплен процессуально. Возможностью самостоятельного собирания и преставления необходимых доказательств наделены и адвокаты, а результат не в последнюю очередь зависит от знаний и опыта Вашего адвоката.   

Одна из существующих ошибок – бездействие предполагаемо невиновного, человека убежденного в своей невиновности. «Меня подрезали…», «Мне не уступили…», «Я ехал по главной…», «Я ехал на зеленый…», «Я был трезвый, а он пьяный…» — казалось бы неоспоримые доводы того, что Вы не нарушали Правила, а нарушил их другой участник.

Не забываете, что предполагаемо виновный, понимая наступление всего веса ответственности за содеянное (наказание, компенсация материального и морального вреда), максимально быстро обращается ко многим знакомым и незнакомым лицам, обладающими знаниями, как в области права, так и в расследовании ДТП, уже строит линию защиты, уже ходит на все следственные действия и допросы с адвокатом, а порой не одним, возможно отказывается от дачи показаний, взвешивая и анализируя ситуацию. Правом не давать показания наделен подозреваемый и обвиняемый, а также любое иное лицо не может принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27 Конституции).

В отличие от предполагаемого виновника, предполагаемо невиновный человек, убежденный, что не нарушал Правила, к которому добродушно и сочувственно расположен расследующий происшествие орган, выдает огромное количество информации (что собственно он и обязан делать, как свидетель или потерпевший). Восприятие человеком ситуации, особенно сразу после ДТП, может быть основано на не правильном понимании развития ситуации и предположениях. Вдумайтесь, ДТП развивается за секунды, а иногда за доли секунд, а вы отвечаете на вопросы о скорости, месте наезда, темпе движения, траекториях, удалении, общей и конкретной видимости и иных факторах, которые фиксируется, и станут источником доказательств. Утвердительно указывайте только те моменты, в которых вы абсолютно уверены! Действий по юридической и технической оценки ситуации (что к тому же влечет материальные расходы) предполагаемо невиновный человек, как правило, не предпринимает, иногда до момента признания его подозреваемым.

Юридическая помощь осуществляется адвокатами на возмездной основе. Всегда положительно сказывается обращение к нескольким адвокатам, специалистам, особенно на начальной стадии дела, что способствует максимально полному пониманию и анализу ситуации, выбору оптимального пути защиты интересов и разрешения проблемы.

Адвокат по ДТП Егор Игоревич Папковский +375296281772

15 лет специализации по ДТП и их последствиям

ведение дел в судах, следственном комитете, ГАИ, иных организациях

представление интересов потерпевших

защита подозреваемых и обвиняемых

защита в ГАИ, обжалование постановлений ГАИ

представление истцов, ответчиков, свидетелей

Лицензия Министерства юстиции Республики Беларусь на право осуществления адвокатской деятельности №02240/873 от 06.04.2004 года