Как доказывают, кто виновен в ДТП, а кто нет?
Данная статья описывает общий порядок доказывания по делам связанным с ДТП, приведен пример порядка доказывания ПЕРЕКРЕСТНОГО СТОЛКНОВЕНИЯ. Безусловно, все нюансы доказывания различных по механизму развития ДТП изложить в одной статье невозможно. Предварительный вывод о виновности либо невиновности уже сформирован выбывшими на место ДТП должностными лицами, или самими Вами, а возможно навязан другой стороной, но окончательное решение будет принято только по окончанию расследования, а при серьезных последствиях – по окончанию судебного разбирательства.
Существует важный момент! Правила дорожного движения обязывают Вас, в случае нарушения их другим участником дорожного движения (водителем, пешеходом), принять меры для предотвращения ДТП, они как бы дублируют действия участников, что бы при нарушении одним, другой мог предотвратить ДТП. Требование Правил сформулировано просто (п.87.2): «при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства». Именно возможность избежать ДТП проверяется следственными органами, судами, ГАИ. Проверяется с технической точки зрения, однако порядок доказывания определен юридическими нормами. Исключительно знание технической и юридической составляющих доказывания позволяет защитить Ваши интересы.
Постараюсь на примере простейшей ситуации ПЕРЕКРЕСТНОГО СТОЛКНОВЕНИЯ объяснить порядок организации доказывания по делу. Произошло столкновение с автомобилем выехавшим на запрещающий свет, не уступили дорогу на неравнозначном перекрестке, при выезде с прилегающей территории, либо произошло иное ДТП при котором не имеющий преимущества водитель выехал перпендикулярно Вам. Априори он нарушил Правила, так как обязан уступать Вам дорогу не имея преимущества. Объективное доказательство, как видеозапись, часто отсутствует, а субъективные показания очевидцев порой бывают весьма противоречивы (даже назначаются судебно-психиатрические экспертизы по выявлению объективной возможности воспринимать обстановку особенно в состоянии опьянения).
Основные обстоятельства подлежащие доказыванию при перекрестом столкновении: траектория движения, разрешенная и фактическая скорость Вашего автомобиля, скорость и траектория движения водителя, не имеющего приоритета в движении, место столкновения, взаимное расположение в момент столкновения (угол столкновения), удаление автомобиля имеющего приоритет в движении в момент возникновения опасности для водителя, как итог, возможность предотвратить столкновение или отсутствие таковой у водителя имеющего приоритет. При этом в перовом варианте окажется виновным именно водитель обладающий приоритетом в движении, однако не выполнивший требования Правил по предотвращению столкновения.
Первоначально на месте ДТП фиксируется состояние проезжей части и вся следовая информация от положений транспортных средств и оставленных им следов, до фиксации имеющихся осыпей осколков, характера этих осыпей (пластик, стекло, крупные, мелкие), фиксируются свежие выбоины, следы волочения, царапины, осыпь земли опавшей с арок и днища автомобиля во время удара.. Если разбитые автомобили или мотоциклы можно осмотреть и значительно позже, то после очистки проезжей части возможность повторной фиксации доказательств будет утрачена навсегда.
Если вы в состоянии, если приехали родственники или друзья, сфотографируйте всю обстановку на месте ДТП, делайте снимки позволяющие определить положение разбросанных предметов и осыпи на проезжей части, царапины, следы скольжения, волочения, следы торможения, снимите видео о расположении всех следов и предметов на проезжей части начиная со стороны движения автомобиля (соблюдая меры безопасности и Правила дорожного движения!)
Место столкновения устанавливается посредством назначения автотехнической экспертизы, на основании зафиксированной следовой информация о расположении следов юза, осыпи, скольжения, выбоин, положения транспортных средств. Автотехнические экспертизы по определению места столкновения достаточно сложные, к примеру, содержат программные моделирования и вычисления перемещения отброшенных осколков с учетом величин их расположения и свободного падения, замедления и конечного положения транспортных средств. Указанные расчеты можно проверить, имея подготовку, опыт и научные источники, которыми руководствуются эксперты. Знайте, что в большинстве случаев место столкновения не совпадает с крестиками, поставленными в схеме со слов участников ДТП. Лишь при недостаточной следовой информации место столкновения определяется со слов участника(ов) ДТП на следственном эксперименте.
Взаимное расположение транспортных средств (угол столкновения) также определятся экспертами-автотехниками посредством исследования повреждений. В перекрестном столкновении часто возникает ситуация, когда виновник лишь немного не успел освободить траекторию движения автомобилю имеющего преимущество, либо последний вместо снижения скорости в своей полосе, изменил направление своего движения (п.87.2 Правил не допускает изменения направления движения, а обязывает тормозить в своей полосе) и «поймал» нарушителя в другой полосе, а то и на встречной или выезде с перекрестка. Очевидно, что в последнем случае, при соблюдении водителем имеющим приоритет п.87.2, столкновение бы не имело место, так как машины бы просто разминулись. Этот вариант не работает, когда нарушитель остановился в полосе и создал тем самым препятствие.
Далее определяется скорость движения автомобиля имеющего преимущество. Если имеются следы торможения, автотехническая экспертиза довольно точно рассчитывает минимальную скорость погашенную торможением. Если водитель непосредственно перед наездом не контролировал скорость по спидометру и не может ее указать, то проводиться следственный эксперимент (три и более заездов с закрытым спидометром) с фиксацией скоростей радаром. Следует знать, что некоторые автомобили сохраняют в памяти блоков управления данные о скорости движения, замедлении, повороте руля, срабатывании подушек и т.д. Данные о времени и скорости фиксируют и самописцы грузовиков. Возможен вариант, когда водитель, двигавшийся по главной дороге с превышением скорости , не располагал возможностью предотвратить столкновение, однако располагал бы, при условии движения с разрешенной скоростью.
Затем устанавливается скорость движения автомобиля не имеющего преимущества, а более точно – необходимо установить время, которое прошло с момента создания опасности для движения водителю имеющему преимущество. Что такое опасность? Общее понятие изложено в п. 2.37 Правил: «опасность для движения — изменение условий дорожного движения или технического состояния транспортного средства, угрожающее безопасности участников дорожного движения, вынуждающее водителя снизить скорость движения или остановиться». В перекрестных столкновениях момент опасности, как правило определяется моментом выезда нарушителя на перекресток, моментом выезда на проезжую часть, с прилегающей территории и т.д.
В случае, если нарушитель не остановился в полосе, создав тем самым препятствие, а в момент столкновения двигался, определяют время за которое транспортное средство нарушителя покинуло (освободило) бы полосу движения автомобиля имеющего преимущество.
Исходя из скорости движения, определяется положение автомобиля обладающего приоритетом в момент, когда для водителя возникла опасность для движения. Определяется, посредством следственного эксперимента на месте ДТП, то есть устанавливается удаление автомобиля от места столкновения.
По полученным данным назначается автотехническая экспертиза, которая исходя из скорости движения автомобиля, времени реакции водителя (различное в разных дорожных ситуациях), времени срабатывании тормозного привода, замедления (зависит от типа транспортного средства, состояния и уклона проезжей части) и времени нарастания замедления рассчитывают величину остановочного пути автомобиля и сравнивают ее с фактически установленным удалением в момент возникновения опасности до места столкновения, либо до места предполагаемого разъезда при прямолинейном снижении скорости.
Легко сопоставить, что чем больше скорость, тем меньше возможности предотвратить столкновение у водителя. Так очень условные усредненные значения остановочного пути автомобиля (выше указывалось, какие факторы на него влияют) на сухом асфальте составляют приблизительно: 22 м со скорости 40 км/ч, 40 м с 60 км/ч, 78 м с 90 км/ч, 126 м со 120 км/ч.
Важно помнить, что максимально допустимая скорость движения определяется не только дорожными знаками, но и дорожными, погодными (метеорологические) условиями и другими факторами, снижающие прозрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения (п.87 Правил). При столкновениях в ночное время или в условиях недостаточной видимости (снег, дождь, туман и т.д.), когда нет искусственного освещения или за городом, на следственном эксперименте всегда определяется видимость дороги — максимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им (п.2.7 Правил). Исходя из установленного расстояния, автотехническая экспертиза рассчитывает допустимую скорость движения, и вполне может оказаться, что при разрешенной знаками 90км/ч, по условиям видимости дороги на данном участке водитель обязан был двигаться не более 60км/ч, при этом ДТП возможно было предотвратить.
Именно данные факторы влияют на возможность предотвращения столкновения. Если водитель-бесправник, выехал на красный свет, при этом уставлено, что водитель двигавшийся на зеленый или по главной дороге располагал технической возможностью предотвратить наезд, то водитель-бесправник понесет лишь административную ответственность за управление без прав, а двигавшийся на зеленый – понесет всю строгость ответственности за произошедшее ДТП и его последствия.
Как видите, все довольно сложно, и это всего лишь незначительная техническая часть доказывания по делу. По делу назначают еще судебно-медицинские и криминалистические экспертизы, сложные трасологические по исследованию следов, лакокрасочные, фото и видео-технические и многие другие. Умышленное или неосторожное принятие неверного параметра для расчета, кардинально меняет вывод о наличии возможности избежать ДТП. Для определения значения каждого параметра (время реакции, замедление и т.п.) при расчетах, существует специальная экспертная литература, методические пособия. Нормы права и научная литература определяют порядок проведения следственных экспериментов и порядок выполнения экспертиз. Порядок расследования, собирания и представления доказательств, участия в следственных действиях, экспериментах, назначении экспертиз и ознакомлении с экспертизами, порядок подачи замечаний, возражений, ходатайств, жалоб закреплен процессуально. Возможностью самостоятельного собирания и преставления необходимых доказательств наделены и адвокаты, а результат не в последнюю очередь зависит от знаний и опыта Вашего адвоката.
Одна из существующих ошибок – бездействие предполагаемо невиновного, человека убежденного в своей невиновности. «Я ехал по главной…», «Я ехал на зеленый…», «Я был трезвый, а он пьяный…», «Он шел ночью прямо по проезжей части…», «На дороге находилось не обозначенное препятствие…», «Меня подрезали…», «Мне не уступили…» — казалось бы неоспоримые доводы того, что Вы не нарушали Правила, а нарушил их другой участник.
Не забываете, что предполагаемо виновный, понимая наступление всего веса ответственности за содеянное (наказание, компенсация материального и морального вреда), максимально быстро обращается ко многим знакомым и незнакомым лицам, обладающими знаниями, как в области права, так и в расследовании ДТП, уже строит линию защиты, уже ходит на все следственные действия и допросы с адвокатом, а порой не одним, возможно отказывается от дачи показаний, взвешивая и анализируя ситуацию. Правом не давать показания наделен подозреваемый и обвиняемый, а также любое иное лицо не может принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27 Конституции).
В отличие от предполагаемого виновника, предполагаемо невиновный человек, убежденный, что не нарушал Правила, к которому добродушно и сочувственно расположен расследующий происшествие орган, выдает огромное количество информации (что собственно он и обязан делать, как свидетель или потерпевший). Восприятие человека, особенно сразу после ДТП, могут быть основаны на не правильном понимании развития ситуации и предположениях. Вдумайтесь, ДТП развивается за секунды, а иногда за доли секунд, а вы отвечаете на вопросы о скорости, месте наезда, темпе движения, траекториях, удалении, общей и конкретной видимости и иных факторах, которые фиксируется, и станут источником доказательств. Утвердительно указывайте только те моменты, в которых вы абсолютно уверены! Действий по юридической и технической оценки ситуации (что влечет материальные расходы) предполагаемо невиновный человек, как правило, не предпринимает, иногда до момента признания его подозреваемым.
Юридическая помощь осуществляется адвокатами на возмездной основе. Всегда положительно сказывается обращение к нескольким адвокатам, специалистам, особенно на начальной стадии дела, что способствует максимально полному пониманию и анализу ситуации, выбору оптимального пути защиты интересов и разрешения проблемы.
Адвокат по ДТП Егор Игоревич Папковский +375296281772
20 лет специализации по ДТП и их последствиям
ведение дел в судах, следственном комитете, ГАИ, иных организациях
представление интересов потерпевших
защита подозреваемых и обвиняемых
защита в ГАИ, обжалование постановлений ГАИ
представление истцов, ответчиков, свидетелей
Лицензия Министерства юстиции Республики Беларусь на право осуществления адвокатской деятельности №02240/873 от 06.04.2004 года