Как доказывают, кто виновен в ДТП, а кто нет?
Одним из типичных ДТП является столкновение обгоняющего автомобиля с обгоняемым автомобилем, водитель которого неожиданно совершает поворот налево или разворот. В практике так сложилось, что в половине данных ДТП поворачивающим транспортным средством почему-то является трактор, причем как правило не оборудованный или с неисправными указателями поворотов, иногда не имеющий зеркал. В ходе доказывания выясняются два фактора.
Во-перовых, выясняется кто первый приступил к выполнению маневра. Если движущееся впереди транспортное средство подало сигнал левого поворота, то водителю уже запрещается выполнять обгон (п.93.1 Правил). Если же водитель начал выполнять обгон, то водитель, которого обгоняют обязан не препятствовать обгону увеличением скорости движения или иными действиями (п.95 Правил). Доказать приведенные обстоятельства при разных показаниях участников ДТП достаточно сложно, но возможно.
Во-вторых выясняется, мог ли водитель, видя нарушение другого участника, предотвратить ДТП. Например, мог ли водитель, которому воспрепятствовали совершить обгон предотвратить столкновение. В данной ситуации назначается автотехническая экспертиза основанная на множестве исходных данных, как следовой информации зафиксированной на месте ДТП, так и доказательствах собранных в ходе следственных экспериментов, допросов участников ДТП и свидетелей. На следственном эксперименте выясняется, имеет ли водитель обгоняемого транспортного средства объективную возможность видеть, что его обгоняют и воздержаться от совершения маневра.
Доказательства необходимые для установления виновника в данном виде столкновения: место столкновения и угол столкновения, траектория движения поворачивающего автомобиля, время движения поворачивающего автомобиля с момента возникновения опасности для движения водителю совершающему обгон (как правило определяется моментом въезда на встречную полосу), а также скорость и удаление водителя совершающего обгон, как итог – наличие или отсутствие технической возможности предотвратить столкновение.
На месте ДТП фиксируется состояние проезжей части и вся следовая информация от положений транспортных средств и оставленных им следов, до имеющихся осыпей осколков, характера этих осыпей (пластик, стекло, крупные, мелкие), фиксируются выбоины, следы волочения, торможения, царапины. Если разбитые транспортные средства можно осмотреть и значительно позже, то после очистки проезжей части возможность повторной фиксации доказательств будет утрачена навсегда.
Если вы в состоянии, если приехали родственники или друзья, сфотографируйте всю обстановку на месте ДТП, делайте снимки позволяющие определить положение разбросанных предметов и осыпи на проезжей части, царапины, следы скольжения, волочения, следы торможения, снимите видео о расположении всех следов и предметов на проезжей части начиная со стороны движения автомобиля (соблюдая меры безопасности и Правила дорожного движения!)
Место столкновения устанавливается посредством назначения автотехнической экспертизы, на основании зафиксированной следовой информация о расположении следов торможения, волочения, выбоин, царапин, положения транспортных средств. Взаимное расположение транспортных средств (угол столкновения) также определятся экспертами-автотехниками посредством исследования повреждений. Далее определяются скорости движения автомобилей. Если имеются следы торможения, автотехническая экспертиза довольно точно рассчитывает минимальную скорость погашенную торможением. Если следов нет, а водитель непосредственно перед наездом не контролировал скорость по спидометру и не может ее указать, то проводиться следственный эксперимент (три и более заездов с закрытым спидометром) с фиксацией скоростей радаром. Следует знать, что некоторые автомобили сохраняют в памяти блоков управления данные о скорости движения, замедлении, повороте руля, срабатывании подушек и т.д. Данные о времени и скорости фиксируют и самописцы грузовиков. Возможен вариант, когда водитель не располагал возможностью предотвратить столкновение двигаясь с превышеним скорости движения, однако располагал бы, при условии движения с разрешенной скоростью. Определяется момент создания опасности для движения водителю имеющему преимущество. Что такое опасность? Общее понятие изложено в п. 2.37 Правил: «опасность для движения — изменение условий дорожного движения или технического состояния транспортного средства, угрожающее безопасности участников дорожного движения, вынуждающее водителя снизить скорость движения или остановиться». По полученным данным назначается достаточно сложная автотехническая экспертиза, которая исходя из скорости движения автомобиля, времени реакции водителя (различное в разных дорожных ситуациях), времени срабатывании тормозного привода, замедления (зависит от типа транспортного средства, состояния и уклона проезжей части) и времени нарастания замедления, рассчитывают величину остановочного пути автомобиля и сравнивают ее с фактически установленным удалением в момент возникновения опасности до места столкновения, либо до места предполагаемого разъезда при прямолинейном снижении скорости.
Легко сопоставить, что чем больше скорость, тем меньше возможности предотвратить столкновение у водителя. Так очень условные усредненные значения остановочного пути автомобиля до 0 км/ч (выше указывалось, какие факторы на него влияют) на сухом асфальте составляют приблизительно: 22 м со скорости 40 км/ч, 40 м с 60 км/ч, 78 м с 90 км/ч, 126 м со 120 км/ч.
Важно помнить, что максимально допустимая скорость движения определяется не только дорожными знаками, но и дорожными, погодными (метеорологические) условиями и другими факторами, снижающие прозрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения (п.87 Правил). При столкновениях в ночное время или в условиях недостаточной видимости (снег, дождь, туман и т.д.), когда нет искусственного освещения или за городом, на следственном эксперименте всегда определяется видимость дороги — максимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им (п.2.7 Правил). Исходя из установленного расстояния, автотехническая экспертиза рассчитывает допустимую скорость движения, и вполне может оказаться, что при разрешенной знаками 90км/ч, по условиям видимости дороги на данном участке водитель обязан был двигаться не более 60км/ч, при этом ДТП возможно было предотвратить. Именно данные факторы влияют на возможность предотвращения столкновения.
В ситуации столкновения с поворачивающем (разворачивающимся) транспортным средством, водитель совершающий обгон, во избежание столкновения часто принимает влево и «ловит» повернувшее транспортное средство уже не в своей полосе, а значительно левее, на обочине, а иногда и за ее пределами. В указанной ситуации необходимо проверить освобождает ли поворачивающее транспортное средство траекторию движения обгоняющего (фактически покидает ли оно встречную полосу), чего достаточно для исключения столкновения при снижении скорости обгоняющим автомобилем без перестроения влево.
Как видите, все довольно сложно, и это всего лишь незначительная техническая часть доказывания по делу. Умышленное или неосторожное принятие неверного параметра для расчета, кардинально меняет вывод о наличии возможности избежать ДТП. Для определения значения каждого параметра (время реакции, замедление и т.п.) при расчетах, существует специальная экспертная литература, методические пособия. Нормы права и научная литература определяют порядок проведения следственных экспериментов и порядок выполнения экспертиз. Порядок расследования, собирания и представления доказательств, участия в следственных действиях, экспериментах, назначении экспертиз и ознакомлении с экспертизами, порядок подачи замечаний, возражений, ходатайств, жалоб закреплен процессуально. Возможностью самостоятельного собирания и преставления необходимых доказательств наделены и адвокаты, а результат не в последнюю очередь зависит от знаний и опыта Вашего адвоката.
Юридическая помощь осуществляется адвокатами на возмездной основе. Всегда положительно сказывается обращение к нескольким адвокатам, специалистам, особенно на начальной стадии дела, что способствует максимально полному пониманию и анализу ситуации, выбору оптимального пути защиты интересов и разрешения проблемы.
Одна из существующих ошибок – бездействие предполагаемо невиновного, человека убежденного в своей невиновности. «Я ехал по главной…», «Я был трезвый, а он пьяный…», «Меня подрезали…», «Мне не уступили…» — казалось бы неоспоримые доводы того, что Вы не нарушали Правила, а нарушил их другой участник.
Не забываете, что предполагаемый виновник, понимая наступление всего веса ответственности за содеянное (наказание, компенсация материального и морального вреда), максимально быстро обращается ко многим знакомым и незнакомым лицам, обладающими знаниями, как в области права, так и в расследовании ДТП, уже строит линию защиты, уже ходит на все следственные действия и допросы с адвокатом, а порой не одним, возможно отказывается от дачи показаний, взвешивая и анализируя ситуацию. Правом не давать показания наделен подозреваемый и обвиняемый, а также любое иное лицо не может принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27 Конституции).
В отличие от предполагаемого виновника, предполагаемо невиновный человек, убежденный, что не нарушал Правила, к которому добродушно и сочувственно расположен расследующий происшествие орган, выдает огромное количество информации (что собственно он и обязан делать, как свидетель или потерпевший). Восприятие человека, особенно сразу после ДТП, могут быть основаны на не правильном понимании развития ситуации и предположениях. Вдумайтесь, ДТП развивается за секунды, а иногда за доли секунд, а вы отвечаете на вопросы о скорости, месте наезда, темпе движения, траекториях, удалении, общей и конкретной видимости и иных факторах, которые фиксируется, и станут источником доказательств. Утвердительно указывайте только те моменты, в которых вы абсолютно уверены! Действий по юридической и технической оценки ситуации (что влечет материальные расходы) предполагаемо невиновный человек, как правило, не предпринимает, иногда до момента признания его подозреваемым.
Адвокат по ДТП Егор Игоревич Папковский +375296281772
20 лет специализации по ДТП и их последствиям
ведение дел в судах, следственном комитете, ГАИ, иных организациях
представление интересов потерпевших
защита подозреваемых и обвиняемых
защита в ГАИ, обжалование постановлений ГАИ
представление истцов, ответчиков, свидетелей
Лицензия Министерства юстиции Республики Беларусь на право осуществления адвокатской деятельности №02240/873 от 06.04.2004 года